?

Log in

No account? Create an account

макось: впечатления свитчера - Excelsior

Nov. 10th, 2012

10:56 am - макось: впечатления свитчера

Previous Entry Share Next Entry

Долго пытался сформулировать тему, о которой хочу написать. Попробую неформально. Если взять весь экспириенс с макбуком, вычесть отличное железо, вычесть "консоль" (т.е. доступ к юниксовым радостям жизни, которые на винде или недоступны (например, нормальный терминал) или достигаются с трудом) - то получится как раз оно. Скажем, пост будет об "операционке".

Сразу хочу сказать, что я не претендую на экспертность. Наоборот, прошу моих более опытных коллег, например, уважаемых sorhed и lionet комментировать и поправлять меня там, где я чего-то не догоняю. Узнавать что-то новое мне всегда в радость!



Также очень постараюсь не скатываться в хейт, хотя вообще, не только применительно к компам, трудно сдерживать эмоции по отношению к тому, с чем ты работаешь каждый день подолгу. Даже, если эти эмоции касаются чего-то ничтожного, вроде маленького гвоздика в ботинке. Но если что, я не специально и уж точно не хочу никого задеть. Пожалуйста, поправляйте меня в том, в чем я неправ.

Наконец, дисклеймер закончу тем, что моя предыдущая операционка была винда, поэтому естественным образом буду сравнивать свой недавний экспириенс с ней. Но сравнивать, оставаясь в рамках темы. Например, поддержка того, что я назвал выше "консолью" в макоси настолько лучше, что тут даже говорить не о чем, поэтому говорить и не будем.

***

1) Несмотря на то, что это было мое главное опасение, потеря фара почти не принесла дискомфорта. То, для чего я писал важные макросы в фаре, на ура скриптуется на каком-нибудь питоне. Да, отсутствие фара сильно ощущается, когда надо просто потусить по файловой системе, особенно, заходя в архивы. Например, если надо разобраться в структуре файрфокс плагинов для того, чтобы написать свой. Но, сказать по правде, такие действия занимают не очень большую часть времени, а работа скриптуется на ура.

2) Второе место в моем списке фобий с гигантским отрывом занимала клавиатура. Здесь на удивление все прошло крайне безболезненно. Оно просто взяло и привыклось. Alt+Shift => Caps Lock, Home => Ctrl+A, End => Ctrl+E, PgUp => Fn+Up, PgDn => Fn+Down, Del => Fn+Bksp. Хоткеи, содержащие в себе Home/End/PgUp/PgDn/Ins/Del, естественным образом мигрировали на другие. То, насколько все безболезненно прошло, было самым большим удивлением от миграции.

***

3) Док я не понял, несмотря на то, что весьма часто юзал на винде таскбар. К сожалению, док отрубить не получилось, смог только сделать ему auto-hide и запихнуть в левую часть экрана, откуда он иногда вылазит и пугает окружающих.

4) Следующее, в чем я не разобрался - идея о том, что открытые инстансы приложений типа представляют собой на самом деле одну сущность. Поясню. Вот делаем Cmd+Tab (аналог альттаба на винде), а там, как и на доке, даже если запущено несколько инстансов, то показывается все равно только одна иконка, которая переносит нас на frontmost инстанс данного приложения. А уже потом можно сделать Cmd+Backtick, который переключается внутри инстансов приложения. Не очень удобно, т.к. sublime с одним форком скалы и sublime с другим форком скалы это разные вещи, поэтому я хочу видеть их разными. Хорошо, что я нашел Witch, который вернул на родину привычное поведение переключателя окон.

5) Следствие из 4. Для закрытия приложений я нашел только два хоткея: Cmd+W (закрыть документ) и Cmd+Q (закрыть все инстансы приложения). Проблема в том, что непонятно, где взять аналог виндового Alt+F4 (который прибивает текущий инстанс). Продолжим пример с сублаймами. Хочу я закрыть один из проектов. Cmd+W закроет текущий файл (но не весь инстанс сублайма, в котором открыт текущий проект). Cmd+Q закроет все сублаймы. Приходится тянуться за мышкой.

6) Совершенно неясна идея с тем, что если закрыл все окна приложения, то приложение остается запущенным. Хорошо, можно настроить Witch не показывать такие зомби-прилаги.

7) Сохранение стейта запущенных приложений и автоматическое его восстановление после ребута также прошло мимо меня. Мало того, что оно тормозит загрузку системы на неиллюзорные секунд 30-40, так оно еще и не отключается стандартным образом. Из миллиона хаков в гугле с десятой попытки я нашел работающий. Спасибо коллективному разуму.

8) Про мышку уже исчерпывающе написал ребе dizel_by: http://xeno-by.livejournal.com/79271.html?thread=622247#t622247. У меня вызывало отторжение только ускорение скролла на колесике мышки. Опять же, есть миллион хаков, причем большинство из них платные и половина не работает как надо. После пары часов экспериментов остановился на официальном драйвере логитека. Одна проблема - работает он только на логитековских мышах. Поэтому пришлось на работе поменять ms mouse на логитек. Небольшая плата за душевное здоровье.

9) По сравнению с виндовым Next > Next > Next прожки действительно ставить удобнее. Но зато нет анинсталла. Вообще, в принципе, нет, разве что вендор проги смилуется и рядом с прожкой положит кастомно написанный анинсталлер. Есть, впрочем, AppCleaner, у которого вроде какая-то онлайн база того, куда какая прога что пихает.

10) Я много слышал про консистентность UХ в макоси. Оказалось, это не совсем правда. Обнаружилась пачка приложений, которые не стесняются в менюбар (аналог трея винды) пихать неудаляемые иконки. Тут спас ситуацию Bartender. Приложений, которые поддерживают апплскрипт для своих доменно-специфических действий, довольно мало. Их все равно можно скриптовать, но это тяжелее. Ну и главная моя претензия здесь, которую я еще не научился чинить. C-a/C-e поддерживают почти все, но не все прилаги. Файрфокс я допилил, а на адиумы с собратьями по разуму уже нет сил.

11) Переключение языков ввода. Невозможно поставить язык по умолчанию. Похоже, ново-стартуемые приложения всегда наследуют язык ввода от в данный момент активного приложения. В результате, прилаги могут стартовать как с русским языком, так и с английским, причем фиг поймешь как когда, если специально не смотреть на индикатор языка в менюбаре. Также при переключении на другое окно и быстром наборе первые 1-2 символа могут оказаться набранными в языке предыдущего окна. Беглый поиск по гуглу создает впечатление, что это очень давний баг в макоси, который никто чинить не собирается.

Без номера) Еще забыл написать про тему с .DS_Store, который мозолит глаза и норовит залезть в архивы. К счастью, для этого дела есть asepsis, который даже работает с последней макосью.

***

12) Что очень порадовало это Growl + Notification Center. В винде я не любил нотификации, т.к. они очень отвлекали. Но здесь они так клево сливаются в универсальное место в UI + их так удобно можно фильтровать и временно затыкать. В итоге жизнь стала гораздо проще. Например, я перестал пропускать срочные письма. Впрочем, эффект нотификаций, пусть и легковесных, на flow еще надо исследовать на практике.

13) Благодаря 12, а может и просто так само по себе сложилось, программы не долбят моск попапами из трея и разного рода назойливыми мессидж боксами. В ту же степь, например, удаление файлов в файндере по Cmd+Del без диалогов "вы точно уверены, что хотите удалить это файло?"

14) Отсутствие "The process cannot access the file '...' because it is being used by another process". Без комментариев, сейчас только спляшу победный танец и вернусь дальше набивать пост.

15) Невероятно офигенский тачпад. Мы договорились не писать о железе, но здесь конечно заслуга и софта. Разница с тем, что я юзал раньше, просто колоссальная. Я редко пользуюсь продвинутыми жестами вроде "pinch with thumb and three fingers", но блин прокрутка без мышки, не просто возможная, а приносящая радость - это прорыв. Также, маковский тачпад - первый тачпад, на котором я могу без скрежета зубами выделять текст.

16) Можно взаимодействовать с неактивными окнами при помощи мышки/тачпада, не переводя фокус с в данный момент активного окна. Например, в foreground консоль, за ней sublime. Просто наведя курсор на sublime, можно прокрутить его контент, не теряя фокуса на консоли. Можно даже кликать по сублайму (например, выделить текст) без потери фокуса - надо просто зажать Cmd.

17) Касательно консистентности UХ я уже писал в пункте 10, но она-таки присутствует много в чем. Везде Cmd+, это показать настройки. Почти везде в окошке настроек нет кнопок Apply или Save - настройки просто моментально применяются и все. Все поддерживают Cmd+Shift+[ и Cmd+Shift+] для переключения между табами. И так далее.

18) Экосистемы для моих задач я бы назвал примерно равными. Какие-то прожки лучше на макоси (например, adium, alfred), какие-то лучше на винде (например, process explorer, evernote, kmplayer, sumatrapdf). По аппликухам для низкоуровневого допиливания то же самое (например, keyremap4macbook vs autohotkey или witch vs vista switcher), но я бы сказал, что макось немного впереди благодаря applescript.

***



В целом, создается впечатление, что в плане ОС и экосистемы для казуального использования между виндой и макосью примерный паритет. Оба программных окружения мне удалось настроить так, что они съедают не очень много нервов, хотя и там, и там остаются какие-то неудобства.

Comments:

[User Picture]
From:sorhed
Date:November 10th, 2012 10:22 am (UTC)
(Link)
> Но зато нет анинсталла.

Как правило, он не нужен, потому что правилом хорошего тона для программ считается держать все свои говна в своей App-директории. Помимо этого, существуют триггеры на удаление чего-либо из /Applications. Таким образом, кошерный способ удалить программу — это просто снести её из /Applications в корзину. Всё своё она подчистит сама.

На практике, конечно, это не работает со всеми, несмотря на все анальные усилия Apple. Поэтому для некоторых программ существуют отдельные uninstall'еры, а некоторые делают вид, что нормально удалились через корзину, а на самом деле оставляют куски себя где-нибудь в ~/Library. Но это исключения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 10th, 2012 10:35 am (UTC)
(Link)
Что по поводу пункта 11? Это единственное, что я не смог допилить и что заметным образом бесит.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:krlz
Date:November 10th, 2012 11:01 am (UTC)
(Link)
Вместо фара хорошо помогает команда tree, которую можно поставить при помощи homebrew.
(Reply) (Thread)
From:vp
Date:November 10th, 2012 02:24 pm (UTC)
(Link)
фар одним махом решает столько задач, что если вместо этого сесть писать отдельные жизни, на это уйдет целая жизнь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From:tasmanj
Date:November 10th, 2012 01:18 pm (UTC)
(Link)
Для 5 пункта попробуйте Cmd+Shift+W. Не знаю как конкретно с Sublime, но с больщинством программ работает.

Edited at 2012-11-10 01:18 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 10th, 2012 01:19 pm (UTC)
(Link)
Ооо! Спасибо большое!
(Reply) (Parent) (Thread)
From:vp
Date:November 10th, 2012 02:25 pm (UTC)
(Link)
Ctrl+A

Вообще-то это "выделить все"
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 10th, 2012 02:28 pm (UTC)
(Link)
Выделить все это Cmd+A. C-a (унаследованный от емакса) почти везде работает как переход в начало строки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:OlegYch
Date:November 10th, 2012 02:26 pm (UTC)
(Link)
пункты 2,4,11,16 в свое время меня отвернули от макоси
насчет пункта 16 - для винды есть прожка xmouse, которая переключает фокус ввода при наведении мышки, для макоси аналога нет, плюс бесило что иногда для активации окна приходилось по нему кликать два раза

большинство приложений которые я юзаю есть для макоси, но вот potplayer (развитие kmplayer) нет, totalcmd тоже нет

консоль на винде я худо-бедно настроил - cygwin console2 ttc/le плюс чутка конфигов для сохранения истории

насчет железа - попробуй купи макбук матовую семнашку с i7 3610, gtx670, 8gb оперативы (+50 за еще 8, до 32), 750гб веником, тремя слотами под веник (ссд 256 стоит около 200, я доставил), рейдом за чуть больше $1500 (цены на макбук начинаются от 2.5к)
не хочется семнашку с тремя вениками - есть самсунги полностью аналогичные макбуку по железу, даже тачпад такой же, тачпад кстати действительно классный
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 10th, 2012 02:31 pm (UTC)
(Link)
Про топовое железо я погорячился, согласен. Вообще убрал это из поста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:4da
Date:November 10th, 2012 05:40 pm (UTC)
(Link)
внезапные коментарий про линукс.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:dizel_by
Date:November 10th, 2012 07:54 pm (UTC)
(Link)
Текст куда проще выделить на обычном тачпаде одним пальцем, чем тремя в макоси. Вообще тачпад, конечно, крут. Но эти все 100500-пальцевые жесты совершенно неудобны. А вот док - это единственное, что сделано в макоси действительно грамотно =))
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 10th, 2012 07:56 pm (UTC)
(Link)
А почему тремя? Навел на начало, нажал и, не отпуская, ведешь до конца.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:vit_r
Date:November 10th, 2012 09:27 pm (UTC)
(Link)
Док я не понял, несмотря на то, что весьма часто юзал на винде таскбар

Я работаю с планшетом. Офигенно удобно. Естественно, если убрать всё лишнее и добавить всё нужное.

Следующее, в чем я не разобрался - идея о том, что открытые инстансы приложений типа представляют собой на самом деле одну сущность.

F10

Наиболее часто используемые кнопки - F8, F9 и F10. Тоже офигенно удобно. Даже, если не тыкать, а перемещаться стрелочками.

Совершенно неясна идея с тем, что если закрыл все окна приложения, то приложение остается запущенным

Меню-то живо. И скорость запуска сохраняется.
Скажем монитор загрузки при закрытии всех окон остаётся жить в доке, показывая всё на иконке.

Переключение языков ввода.

Не знаю. Я работаю на трёх языках в винде и на маке. Винда раздражает больше.

Я работаю с разными емаксами. Так что всё системно-близкое идёт через привычный интерфейс. А ещё работа с многими воркспейсами на винде - это ПЦ. У клиента стоит стандартный менеджер и переодически окна просто сбегают в другой воркспейс. На маке такое бывает на порядок реже. И не тогда, когда пытаешься изменить размер, а оно - опа! - пропало.


(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:vit_r
Date:November 10th, 2012 09:28 pm (UTC)
(Link)
Да, ещё для большинства приложений работает Shft-Meta-F
(Reply) (Parent) (Thread)
From:ex_juan_gan
Date:November 11th, 2012 11:44 am (UTC)
(Link)
mc поканает вместо фара?

А вообще спасибо, узнал много нового.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:xeno_by
Date:November 11th, 2012 11:49 am (UTC)
(Link)
Пожалуйста! Если узнаете, как победить проблему с языком для новостартуемых прилаг, напишите, пожалуйста.

Вот тут довольно подробно уважаемый vp описал ситуацию с заменой фара: http://xeno-by.livejournal.com/80131.html?thread=651779#t651779.

(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)